Библиотеки Западного округа представляют онлайн-проект «Электронный читательский дневник».

Здесь вы можете познакомиться с отзывами на прочитанные книги, а также самостоятельно принять участие в проекте:
- оставить свой отзыв о книге,
- поделиться эмоциями,
- сочинить собственную аннотацию,
- почувствовать себя экспертом и порекомендовать лучшее в книжном мире!

Пишите, цитируйте, спорьте, творите…
Ждём вас на страницах ДНЕВНИКА

dnevnik.bibliozao.ru

 


 

Рекомендации авторам от руководителей проекта.

Советую разнообразить наш Дневник. Пишите не только отзывы.

Договоримся сразу: объём текста отзыва должен быть не меньше 200 слов. Конечная граница указана в Положении.

1. Можно выписывать значимые цитаты, чтобы точно передать позицию автора книги, чтобы запомнить, чтобы выбрать главное для себя, чтобы показать особенности языка автора.

2. Можно описать только самые важные эпизоды, по которым сразу будет понятна суть книги.

3. Приводите примеры игр, книг, кулинарных рецептов, праздников, имён, необычных мест, занятий героев книги, научные открытия, факты,

4. Составляйте викторины, кроссворды, загадки по прочитанному.

5. Делитесь новыми знаниями, которые дала книга.

6. Составляйте словарь новых и интересных слов по книге.

7. Рисуйте свои иллюстрации к эпизодам книги.

8. Спорьте с автором.

9. Читайте в этом Дневнике отзывы других авторов и оставляйте свои комментарии.

10. Составляйте свой список книг, которые советуете прочесть. 10 самых книг!

11. Помните, что отзыв — это не пересказ содержания прочитанного. Это личный жанр, выражение ваших собственных чувств, мыслей. Напишите, что понравилось, не понравилось, поразило, удивило, запомнилось и почему. Напишите, что вы чувствовали, когда читали, когда закрыли книгу, о чём подумали.

Не расставайтесь с книгой!

 

Обещание счастья, Глория Даймонд

Грейс полюбила его давно, ещё девочкой, но Ричард Слейд оказался предателем, виновником гибели её брата. И она выбросила его из своего сердца. Прошло несколько лет, и обстоятельства вновь свели их. Какую тайну хранил Рич все эти годы? Действительно ли он виновен в смерти Джо? И можно ли утверждать, что любовь, вспыхнувшая много лет назад, умерла навеки?

— С шестилетнего возраста я знал, что ничто в жизни не дается даром и за все надо платить. Мне следовало понять, что путь, которым я шел вслед за Джо, не желтая кирпичная дорога, ведущая в страну Оз, а очередной тупик. — Глядя на улыбавшееся со снимка лицо друга, он продолжил: — Мне надо было догадаться, что плата, которую Фишеры предложили нам за охрану склада, слишком велика. И потом, зачем им понадобилось нанимать неопытных юнцов? Но искушение было велико, и я не внял голосу разума. Это были легкие деньги. Кроме того, в ту пору голова у меня была забита совсем другими вещами. — Он оторвал взгляд от фотографии. — Пол уже посматривал на Марлин, а мы с Джо только что познакомились с Рейчел и её подружкой. — Он покачал головой. — Боже мой, нам тогда действительно казалось, что у нас ключи от рая. Девушки были такими красивыми, полными жизни и к тому же пришли в восторг, узнав, что мы частные детективы.

Жаркая ночь, Ким Гудолл

Карьера фотокорреспондента, на которую сделала ставку героиня романа, развивается успешно, её фотографии завоевывают признание публики, награды. Но любовь властно вторгается в её жизнь, несмотря на все наложенные ею табу. Чувство, возникшее во время командировки в жаркие края между нею и её коллегой-журналистом, изначально трагично с обеих сторон, но… непреодолимо. Встреча с бывшим женихом, груз прошлого, неверие в возможность нового счастья до предела обостряют ситуацию. Жаркая тропическая ночь соединяет влюбленных, но неизбежное объяснение надвигается, и кажущаяся безвыходность ситуации грозит гибелью их любви…

— Это просто грешно, — шептал он изменившимся голосом, — прятать такие волосы. Они должны свободно падать тебе на плечи, чтобы весь мир мог оценить их красоту. Вот такими мне хотелось бы их видеть… — Она чувствовала ласку его пальцев, погруженных в шелковую копну, и услышала, как он резко втянул воздух. — О Боже мой, Кейт, — хрипло произнес он, — они выглядят еще прекраснее, чем я представлял. Они скользят по твоей коже, как лучи солнца… — Он погрузил лицо в волосы и глубоко вздохнул. — А их запах напоминает о спокойных летних вечерах и альпийских лугах...

Тени над озером, Бетани Кэмпбелл

Соседка Келли хотела украсть из банковской ячейки драгоценные камни, которые Келли получила в наследство, прикинулась старой подругой её покойного дядюшки, и приходила к ней в гости, угощала невкусным печеньем и такими же невкусными супами, в которые были подмешаны наркотики, чтобы девушка крепко спала, и, пока она спала, сначала ключ украла, потом открытку от её матери, чтобы потренироваться подделывать подпись матери, а потом украла камни и смотала удочки. Однажды Келли пошла купаться, ей стало плохо от этих наркотиков, и она чуть не утонула в озере, но её спас Зейн. В конце выяснилось, что эта старуха — преступница в федеральном розыске, и именно она ранила отца Зейна, бывшего полицейским, так, что он стал инвалидом. В конце Келли отдала печенье Зейну для его цыплят, и все цыплята сдохли. А камни ей вернули. Зейн был знаменитым писателем-мистиком под псевдонимом Фэрли Коллинз. Джимми, покойный дядюшка Келли, обожал его книги, да и Келли «подсела».

Мораль: не верь безоговорочно всему, что тебе говорят малознакомые люди, ведь неизвестно, говорит ли человек правду. Не суди книгу огульно по жанру, мол, раз ужасы, а я такое, не люблю, значит, дрянь, и такие книги нельзя не то, что писать или продавать, но и покупать и читать стыдно. Не суди авторский стиль писателя, не прочтя ни одной его книги: вдруг он талантлив, а ты просто судишь его по жанру его книг?

— А, Фэрли Коллинз! — раздраженно нахмурившись, подхватил Терри. — Мода на то, что пишет этот человек, доказывает, как неустойчив нрав большинства людей. Это настоящий инфантилизм — писать об ужасах. О самом Фэрли Коллинзе ходит много слухов, но я смогу просветить вас. Этот человек предпочитает уединение, потому что в его жизни доминирует страх. Догадываюсь, что он был болезненным ребенком в семье, где над рохлей отцом доминировала мать. Вероятно, Коллинз — ипохондрик и прячется от публики ввиду своей крайней неуверенности. Скорее всего, он подвержен великому множеству фобий и, вероятно, боится даже выйти из дома...
Открывая воду, чтобы умыться, она криво усмехнулась. Как мог этот человек совершить столь рыцарский поступок, проведя всю ночь на берегу и охраняя её, вдобавок предусмотрительно принеся ей кофе с пончиками, и в то же время постоянно, намеренно, отвратительно издеваться над ней? Удается ли это ему случайно, или он всю ночь пролежал без сна, размышляя, как заставить её задыхаться от гнева и смущения наутро? И о чем он думает сейчас, этот дьявол, сидя один в комнате?
— Открытка, присланная мамой, исчезла! Должно быть, Мэвис взяла её, чтобы подделать подпись. Служащие банка не могли знать, что она не моя мать. Но мой ключ? Она украла мой ключ от сейфа? Вчера я пила с ней кофе. Она могла взять его, пока я выходила из комнаты. Тогда мне вновь сделалось плохо — должно быть, она что-то подсыпала в кофе. Прошлой ночью она настояла, чтобы я непременно взяла её булочки. Должно быть, вчера ночью она приходила снова, когда я спала, — но зачем? А потом мне показалось, что я слышу шум её машины. Что случилось? Ничего не понимаю...
Действующие персонажи: Келли Кординер, Джимми (её дядя (на момент действия романа покойный)), Сисси Кординер (мать Келли), Зейн Грей (сосед Джимми, фермер и автор мистических романов под псевдонимом Фэрли Коллинз), Фиб Кэррингтон (нотариус), Мэвис Прюэр (она же Марвелл Прескотт, пожилая дама, преступница в федеральном розыске), Терри Хардести (сосед Келли, психолог).

Больше чем любовница, Лин Бэнкс

Два несчастных случая в юности заставили Сару увериться в том, что она приносит любимым мужчинам несчастье. И был повод так думать: в восемнадцать лет у неё была связь с сенатором, который имел больную жену — больную настолько, что секс был исключён, а он не мог жить монахом. О связи стало известно общественности, сенатор потерял свою должность и покончил с собой. Потом Сара вышла замуж по взаимной любви, но муж, узнав об истории с сенатором, не смог её простить. Через пару месяцев он погиб, и Сара стала избегать мужчин, веря в то, что приносит им несчастья. И только Дэниел и её любовь к нему помогают ей понять, что никакая она не вестница несчастья, а те два случая были простым совпадением.

Он с силой ударил кулаком по «баранке». Во рту стояла горечь, внутри всё болело. Нет, это была не пустяковая царапина. Чудовищная, невыносимая боль распарывала его тело и с каждой минутой становилась сильнее. Нет, тело было тут ни при чём. Это ныла его душа. Он не хотел расставаться с Сарой. Она дала ему что-то чрезвычайно важное, неуловимое, неописуемое — то, к чему он так жадно стремился с первой встречи. Она была такая… заботливая, такая… самоотверженная. Она отдавала ему всё, ничего не требуя взамен. Разве она понимала, как дорога ему? Только рядом с ней он ощущал покой, которого не знал всю свою жизнь.
Сара улыбнулась. Может быть, может быть. День был пасмурный, и погода заставила её вспомнить о том, как она встречала Рождество прежде. Несколько раз они праздновали его с матерью — иногда с каким-нибудь мужчиной, иногда одни. Праздники у приемных родителей проходили куда веселее. Она вспомнила Рождество, которое встречала совсем одна, потому что сенатор отмечал его в кругу семьи. Она на всю жизнь запомнила: любовниц посещают время от времени, дарят мм подарки, но праздники — не их удел.
Сара вытерла пол, закрыла отверстие, проделанное ею в кухонной двери, поставила на проигрыватель компакт-диск с записью рождественских мелодий и принялась разворачивать лежавшие под елкой подарки. Знакомый коммивояжер, каждый раз навещавший её во время приезда в Бьюла, прислал бутылку вина, а агент бюро путешествий в Чаттануге — громадную коробку шоколадных конфет. Она внимательно изучила бутылку.

— А почему бы и нет? — пробормотала Сара и пошла на кухню за штопором. Наполнив хрустальный бокал, девушка вернулась в комнату, вздохнула и принялась закусывать полусухое вино шоколадными конфетами, хоть в таком сочетании и было что-то декадентское.
Действующие персонажи: Дэниел Пендлтон, Сара Кингстон, Карли Бредфорд (подруга и начальница Сары и сестра Дэниела), Трой, Эрин, Гарт, Брик, Люк и Расс.

Трепет крыльев, Катажина Грохоля

Эта замечательная книга написана от лица женщины, которой не повезло оказаться женой садиста. Муж бил её по любому поводу, и она стала пытаться угадывать его настроение и то, какая её фраза понравится мужу, а какая, наоборот, разозлит его ещё больше. Бедняжка боялась сделать что-то не так, старалась предусмотреть все мелочи, к которым муж, вероятнее всего, придерётся. Но предусмотреть всего нереально, и есть поговорка: «Надо будет придраться — придерёшься и к столбу». Нет повода — муж его придумает. Он чуть не сломал жене руку за то, что она купила молоко не той жирности — другого в магазине не оказалось. Это всё равно, что хозяин велит рабу купить конкретный порошок для чистки раковины в конкретном магазине и не в каком другом именно сегодня — а потом бьёт за то, что тот купил другой порошок — нужного не оказалось, а завоз будет только через неделю. Муж сломал героине руку за то, что та переключила канал, решив, что он уже не будет смотреть, а он просто вышел на время. И только когда муж избил её за то, что та сняла кольца по случаю отёкших из-за беременности пальцев, и это привело к выкидышу, она наконец решилась уйти от садиста.

Как-то в воскресенье у меня болела рука, которую он выкрутил утром с такой силой, что я подумала: сломана. Он сделал это не нарочно, просто я налила в кофе трехпроцентное молоко, а он пьет только полупроцентное. Он вылил кофе в раковину — ничего не сказал, просто вылил. Я заволновалась, когда увидела, как он отводит кружку ото рта, немного удивленно, как медленно приподнимается со стула, встает, отодвигает стул, идет к раковине с кружкой в руке, потом метким движением выливает кофе, перевернув кружку. Маленькая темная струя, падающая в отверстие мойки, и его рука на чайнике. Он ждет, пока закипит вода, заваривает новый кофе, затем достает из холодильника пакет молока — трехпроцентного, ставит передо мной, наклоняется ко мне, помертвевшей за столом, застывшей.

— Какое это молоко? — спрашивает он спокойно.

— Трех… трехпроцентное, — говорю, запинаясь, я.

— А какое я пью?

— Полупроцентное.

— Ах, значит, ты не забыла?! — Я и сейчас сжимаюсь, вспоминая кажущееся спокойствие его голоса.

— Нет-нет. Только…

Все было напрасно, совершенно напрасно, потому что он схватил меня за локоть и выкрутил руку за спину. Я опустила голову, и волосы упали в чай, стоящий передо мной. (Кофе я успела возненавидеть).

И тогда он дернул меня за волосы, так что мне пришлось поднять голову, и с волос на мой пепельного цвета свитер упало несколько капель чая, он был горячий, я почувствовала это, но моя рука за спиной была словно в тисках. Я ждала хруста, такого, как в фильмах, когда кому-то сворачивают шею.

— Какое это молоко? — спрашивает он.

— Ноль пять процентов, — бормочу я, мне так нестерпимо больно, что хочется кричать, но крик еще хуже, и я не кричу.

— Какое?! — снова спрашивает он, не ослабляя хватки.

Как я могла ошибиться, думаю я, ведь он повторяет тот же вопрос, заданный минутой раньше, но теперь это новый, другой вопрос.

— Трехпроцентное, прости…

— Так трудно запомнить, какое я пью?

Кожа у меня на голове болела, я боялась, что появятся залысины, а это будет невозможно скрыть от подруг, от начальника, от завтрашнего дня.

— Какое это молоко?

— Трехпроцентное, прости!

— А какое я пью?

— Обезжиренное.

— А какое я пью?!

— Трехпроцентное!

И снова сильный рывок. Боже, я никак не могу сосредоточиться, Боже милостивый, помоги мне.

— Ты невнимательна! Какое это молоко?

— Трехпроцентное!

— А какое я…

— Ноль пять!

— Я не закончил вопрос! Ты меня перебиваешь! Ты постоянно меня перебиваешь! А какое я люблю?

— Ноль пять процентов…

— Это так трудно запомнить? Сколько раз ты должна это повторить, чтобы запомнить?! Почему ты делаешь мне назло?!!!

Не отвечать. Все, что ты скажешь, будет использовано против тебя. Не отвечать, молчать, теперь молчать. Это трехпроцентное молоко, он пьет полупроцентное, ноль пять процентов он пьет, в кофе он добавляет ноль пять процентов, зачем я вообще купила трехпроцентное? Потому что другого не было, вот почему. Чтобы дома было хоть какое-то, чтобы он не возмущался. Однажды уже был скандал из-за молока. Я могла пойти в другой магазин, но я спешила.

Не оправдываться, не защищаться, не бесить его еще больше, тогда он меня отпустит. Эту боль можно вытерпеть, не плакать, потому что это разозлит его, чтобы даже слез не было в глазах… Да, ничего такого. Не обвинять, потому что он убьет, убьет меня когда-нибудь случайно. Выхода нет.
Действующие персонажи: Ханя, муж Хани, Марек, родители Хани, родители её мужа, Кристина, Мирек, Ви́тек, Юрек, Марыся, Иоана, Эвелина, Зюзя, Анита, Камила, шеф Хани, мать Марыси, Кшись, Юрек, Лиля, Дарья, Магда, Элька, Бася, парень Баси, родители Баси, Марта, врач, Збышек, Ендрусь, Петрек, Анджей, хозяева собаки и Бася.

Семейные тайны, Энн Мэтер

Книга о противоестественной любви единокровных брата и сестры. В конце выясняется, что Бен — не родной сын Гвидо Скорцезе, а приёмный, а значит, он не брат Кассандры. Но и узнав правду, они не могут быть вместе из-за того, что мать взяла с Бена слово сохранить эту тайну. Но, как оказалось, Гвидо был в курсе того, что Бен ему не сын. Муж Кассандры Роджер, как выяснилось, на момент свадьбы с Кэсс уже состоял в браке с Валери Джордан и пошёл на двоежёнство ради денег Гвидо Скорцезе. За свой поступок мерзавец получил по заслугам.

Признать невиновного виновным, Зоя Светова

В нашей стране человек может попасть в тюрьму просто потому, что кому-то из чиновников захотелось получить очередную звёздочку на погоны и продвинуться выше по карьерной лестнице. Именно это и произошло с мужчиной, который стал прообразом Алексея Летучего, и девушкой, которая стала прообразом Фатимы Мухадиевой.

«Когда вы читаете газету и делаете выводы из прочитанного, вы становитесь опасным для государства. Человек, умеющий думать, должен быть изолирован от общества, такие люди не нужны стране, ей нужно быдло, тупо подчиняющееся законам, приказам, и без вопросов и размышлений выполняющее свою работу»
, — так сказал милиционер Алексею Летучему.

Отсутствие денег ужасно раздражало. Но мне совсем не везло с заказными статьями. Их мне никто не заказывал. Да и темы, на которые я пишу, не предполагают дополнительной оплаты. Герои моих статей, как правило, люди малообеспеченные. Правда, иногда, обращаясь ко мне за помощью и рассказывая о том или ином деле, матери и отцы сидевших за решеткой молодых людей, которых они считают невиновными, спрашивают: «А сколько будет стоить ваша статья?» Они так привыкли за всё платить, что уверены: журналист просто так статью писать не будет. «Нисколько. Я денег не беру. Я ведь зарплату получаю», — неизменно отвечаю я и очень горжусь собой. Мои «клиенты», правда, почти всегда дарят подарки. Так, женщина из Волгодонска, потерявшая квартиру после террористического взрыва, о судьбе которой я написала, через друзей передала мне копченую рыбу. Мать одного запойного художника, убитого милиционерами, подарила старинные часы, а к праздникам пекла и привозила мне домой пироги. Отказавшись от подарков, можно обидеть людей. Поэтому я почти никогда и не отказываюсь. Коллеги надо мной посмеиваются. Меня считают чокнутой, обзывают «правозащитницей». Кто не знает, этот титул в журналистской среде звучит уничижительно.
© Зоя Светова.

Действующие персонажи книги:

Галина Мухина, Елена Филиппова, Фёдор Брандер, Алексей Летучий, Виктор Викторович, Николай Ведрашку, Анна Сваровская, Борис Емельянов, Валерий Механик, Роман Брюн, Александр Дружинин, Елена Рогачева, Лиза Паншева, Фатима Мухадиева, Виктор Поповский, Жерар Лемурье, Рамзан Кадыров, Казбек Михайлович.

Метро 2033, Дмитрий Глуховский

Отзыв о книге Дмитрия Глуховского «Метро 2033»

«Дорогие москвичи и гости столицы! Московский метрополитен — транспортное предприятие, связанное с повышенной опасностью».

— Объявление в вагоне метро.

Роман впервые был издан в 2005 году русским писателем, журналистом и публицистом Дмитрием Глуховским, получил популярность в 2007, но сам автор утверждает, что задумки появились еще в детском возрасте. Вселенная книги такова: в мире грянула третья мировая война, закончившаяся обменом ядерными боеголовками. Неизвестно, кто первый нанес удар, однако это и не важно, так как из двенадцатимиллионного населения столицы выжило лишь десятки тысяч, и теперь москвичи вынуждены скрываться от излучения, проживая в подземной системе передвижения, выращивая еду и изредка совершая вылазки на поверхность, где уже хозяйничают новые формы жизни.

Вселенная произведения

Изначально метро было едино и во главе стояло правительство, но потом и оно пало, и подземка разделилась на конфликтующие фракции, своеобразные страны. Большинство из них – просто альянсы, пытающиеся выжить в суровых условиях, но есть несколько крупных, отличающихся от других.

Ганза.

«Ганзой называлось содружество станций Кольцевой линии».

Самое богатое государство в метрополитене, его бойцы оснащены лучшим оружием и мотивированы высокой зарплатой. Олицетворяет капиталистический мир со свободным рынком и относительным отсутствием монополии, то есть прототип США, но вероятнее всего — Россия последних лет. Изначально кольцо не было единым, и представляло из себя «дуговые» фракции из двух – трех станций, однако вследствие длительных переговоров сформировалась антикоммунистическая коалиция для противостояния следующему государству – Красной Линии.

Красная Линия.

«И вот эта линия, когда-то Сокольническая, но в массах называемая «красной» — принято тогда было у москвичей между собой все ветки

называть по цвету, обозначенному на карте метро, — совершенно официально стала Красной Линией».

После войны на красную ветку стали стекаться члены КПРФ и просто ностальгирующие по советскому прошлому люди. Родиной социализма в метро стала Преображенская площадь, потом пламя революции разгорелось и на других станциях. Являясь самой большой по густонаселенности (около 16 000 тысяч человек), Красная Линия уступает своим соседям в вооружении, но с лихвой берет числом. Фракция не так проста, как кажется, ведь тайком от других генсеку удалось создать бронепоезд, в лабораториях ведется разработка и совершенствование биологического оружия, а в подвалах Лубянки даже после апокалипсиса бдительные сотрудники КГБ в застенках пытают врагов социалистической революции. Государство яростно противостоит своим идеологическим врагам: капиталистам из Ганзы и национал — социалистам из Четвертого Рейха.

Четвертый Рейх.

«- И вот вдруг некоторое время назад на Пушкинской объявились. «Метро- для русских». Слышали такое? Или вот: «Делай добро- чисти метро». Вышвырнули всех нерусских с Пушкинской, потом и с Чеховской, и до Тверской добрались- под конец уже озверели, начались расправы. Теперь там у них Рейх. Четвертый или пятый…»- Борис.

После того, как герметичные двери метро закрылись, среди обычных граждан нашлись радикально настроенные, которые закрепились на станции Пушкинская, а вскоре подмяли под себя Чеховскую и Тверскую, уничтожив там всех нерусских и просто несогласных. Рейх постоянно враждует с коммунистами, поэтому кроме национализма фракция пропагандирует милитаризм. Их штурмовой легион (регулярная армия) отлично оснащен, располагает бронетранспортерами для передвижения по поверхности, и даже обладает несколькими рельсовыми танками, по конструкции напоминающими самую массовую бронемашину вермахта- Panzer 4.

Полис.

«- Это, Артёмка, последнее, наверное, место на Земле, где люди живут как люди. Где они не забыли еще, что это значит — человек, и как именно это слово должно звучать. Это- Город…»- Александр Сухой.

Узел из четырех станций (Арбатская, Боровицкая, Александровский сад и Библиотека имени Ленина) притягивает самых одухотворённых и

талантливых выживших Москвы, сумевших сохранить человечность. Это место наиболее напоминает довоенную жизнь. На ряду с обычными людьми здесь трудятся ученые, есть театры и библиотеки. Покой мирных жителей охраняет немногочисленный, но эффективный орден «Спарта», состоящий по большей части из сотрудников ФСБ и военного спецназа.

Сюжет

Главный герой — 24 – летний Артем, родился до войны. В первые послевоенные годы он осиротел, когда на станцию, где они жили с матерью, напали полчища крыс. Воспитан отчимом дядей Сашей и живет на станции ВДНХ, известной всему метро благодаря своему грибному чаю. Станция периодически подвергается атакам новых гуманоидных мутантов, атакующих при помощи телепатии и идущих со стороны Ботанического Сада — «Черных», названных так из – за внешнего вида. Однажды на ВДНХ прибывает человек по имени Хантер, член ордена «Спарта» и друг Сухого, посланный командованием для того, чтобы разобраться в ситуации. В личном разговоре Артём рассказывает ему, что в детстве именно он с друзьями случайно открыл гермоворота, отделяющие Ботанический Сад от эскалаторов, ведущих на поверхность, и именно по их вине Чёрные стали проникать в метро. Перед выходом на поверхность оперативник берет с протагониста обещание, что в случае его невозвращения Артем отправится в Полис, найдет некого сталкера Мельника и передаст ему капсулу с посланием. Проходят сутки, но от бойца нет вестей, и поэтому Артем отправляется в путь, попутно постигая тайны метро и темную сторону человечества.

Реакция общественности и критика.

Книга снискала народную любовь и популярность, создав новый раздел в своем жанре. Роман вдохновил многих писателей на создание книг во вселенной «Метро». Кроме того, украинская студия разработала серию видеоигр по мотивам произведения. Первая часть игры практически полностью копирует «Метро 2033», а вот «Metro: Last Light» имеет вполне самобытную историю, сценарием игры занимался сам Глуховский. Последняя игра трилогии вышла в 2019 году и получала название «Metro: Exodus». Действие разворачивается на поверхности, за пределами Москвы.

Несмотря на то, что в народе игру приняли тепло, критики отзывались о книге весьма прохладно:

«Подводя некий промежуточный итог всему вышесказанному, придется признать: книга в общем и в целом — пустая. Не спасают её ни философские банальности насчет нужности или ненужности часов в подземелье (понятно, что все единицы измерения суть условности, принятые для удобства), ни рассуждения о предназначении человека.

Окончательный же вывод о романе таков: он ни очень уж хорош сам по себе, ни откровенно плох. Автор создал его, то ли точно вычислив целевую аудиторию — любителей компьютерных игр в жанре «шутер» и «квест» в возрасте от 12 до 25 лет — то ли угодил в неё случайно, создавая текст «под себя». Это не упрек автору — констатация факта. В компьютерных играх персонажам не свойственно задаваться вопросами «почему?» и «для чего?» — в них даже «зачем?» даётся вводной: ставится задача, иди — исполняй!»

— Дмитрий Смоленский

Личное мнение

Мне понравился этот роман, так как интересна тема постапокалипсиса. Иногда действительно полезно порассуждать, как человечество поведет себя в той или иной ситуации, как оно приспособится к жестоким реалиям, сохранит ли оно человечность или низко падет. Эта книга является любимой в трилогии, несмотря на то что в последующих произведениях автор поднимает проблемы так же интересующие меня: структуры государства, гуманизм и прочие острые темы, сопровождающие людей на пути их развития с момента зарождения цивилизации. Думаю, это связано с тем, что Дмитрию Глуховскому пришлось изменить привычный читателям вектор повествования и сеттинг для того, чтобы обратить внимание на вышеописанные проблемы.

Эвард Радзинский "Апокалипсис от Кобы"

«Апокалипсис от Кобы». В книге драматург, основываясь на исторических документах, постарался приоткрыть тайну жизни советского вождя. Трилогия Радзинского не является научно-популярной биографией. Наоборот, это повествование больше похоже на художественную и историческую беллетристику. В книге показан главный герой по имени Фудзи, который представляет себя лучшим другом детства и на протяжении всей жизни Сталина. Тем не менее нет никаких историко-документальных доказательств и свидетельств, на реальный прототип этого вымышленного персонажа. Чувствуется, что в повествовании о товарище Фудзи заложена некая интрига самого автора. В книге встречаются исторические факты Сталинской эпохи, но тем не менее нельзя забывать, что книга все равно задумана как проза. К историческим фактам можно отнести гражданскую войну, время репрессий, довоенный и послевоенные периоды, вплоть до самой смерти Сталина. Книгу можно рекомендовать широкому кругу читателей, интересующимся периодом правления Сталина. А также любителям литературного творчества писателя Эдварда Радзинского.

Комментарий известного писателя Дмитрия Быкова об этой книге:
"… Эту книгу будут много ругать, особенно профессиональные историки, которые, впрочем, на Радзинского давно рукой махнули (а в «Апокалипсисе» автор не позволяет себе особых вольностей — архивист по первому образованию, он славно поработал с источниками). Кого-то будет раздражать мелодраматизм, но соучастники, рассказывая о себе потомкам, всегда бьют на жалость, и здесь драматургия безупречна. Кому-то наверняка будет мешать телевизионный образ Радзинского, любителя тайн, сенсаций и оглушительных эффектов, но это и к лучшему: кому надо, прочтут и все поймут..."

Библиотека №198 им. Б.Л. Пастернака

Маша Трауб "Бедабеда"

Вечная тема «отцов и детей», становится основным сюжетом книги Маши Трауб «Бедабеда». Героиня Людмила Никандровна работает врачом-психиатром, не может найти управу на уже свою взрослую дочь, не может никак наладить отношения с младшим братом-выпивохой и мамой, у которой началась деменция. Но зато у неё есть в жизни отрада, внучка Марьяша, которой она посвящает всё свой свободное время. И она очень боится сделать ошибку, которую совершила с дочерью — упустить, воспитать не так, как нужно. И несмотря на то, что она вроде специалист своего дела, да и кто лучше психиатра может разобрать с проблемами внутреннего характера. Но оказывается, что сам себе лекарь из нее не выходит. И вот на помощь от избавления ее от очень уж дотошных тараканов приходит некто по имени Анна, которая по сути своей должна была стать обыкновенным пациентом. Сюжет книги действительно напомнил душевный разговор с подружкой. Все эти впадения в воспоминания, жалобы на то, что можно было бы изменить, исправить, не допустить. В книге все сводится к тому, что, единожды выговорившись, становится намного лучше и проще отпускать ситуацию и перестать на конец муссировать ее в себе. Книгу можно рекомендовать широкому кругу читателей.

«Сапожник без сапог. Такое случается чаще, чем мы думаем. Блестящие учителя оказываются бессильны в обучении своих детей, первоклассные врачи не замечают собственных болезней. Главные герои этой книги заботятся о других, хотя сами нуждаются в помощи. Равнодушие и предательство близких, сложившиеся в молодости нерушимые связи, счастье и горечь воспоминаний, поиск виновных в бедах, принятие и прощение. Врач-психиатр, ведущая прием, оказывается на месте пациента. Рассказ-исповедь становится способом исцеления от ран прошлого и проблем настоящего»
(Маша Трауб).

Библиотека №198 им. Б.Л. Пастернака