"Савельев", Виктор Шендерович
К личности Виктора Шендеровича и его политической позиции можно относиться по-разному — поддерживать, отрицать, критиковать. Но одно нельзя у него отнять точно — Шендерович писатель. Хороший писатель. Тонко чувствующий, владеющий языком и стилем. Была недавно на его выступлении, где он читал отрывки из собственных пьес (между прочим, Шендерович еще и актер, даже в свое время преподавал актерское мастерство в одном из театральных вузов). Не все его пьесы воспринимаются однозначно. Где-то (например, в последней пьесе «Солсбери», о недавних известных событиях с отравлением кое-кого кое-кем) слишком выпячивается Шендерович сатирик, журналист, памфлетист. Слишком всё сиюминутно, фельетонично, однодневно. Пройдет всего несколько лет, и все забудут из-за чего там разгорелся сыр-бор и непонятно станет, на чем построены обличительные выпады автора.
На мой взгляд, писатель все-таки должен писать о вечном. Как, например, в повести «Савельев» — тот же Шендерович, но в то же время всё там глубже, серьезнее, глобальнее и даже страшнее. Эта совсем недавняя, новая повесть — о конформизме и приспособленчестве, о том, что поклонение золотому тельцу редко у кого совмещается с Богом данным талантом. И еще она — о выборе, который однажды должен сделать практически каждый. И этот выбор иногда становится точкой невозврата и окончательной потери своей личности, себя настоящего. А какой ты есть (был) настоящий? У Шендеровича это описано мастерски — фантастично, непредсказуемо, через полное раздвоение и даже разделение (в буквальном смысле) личности.
А еще в этой книге — ранние рассказы Шендеровича. Они тоже глубоки и хороши. Особенно потрясает рассказ «Крыса» — о том, как от нечего делать офицеры затравили несчастное беззащитное животное.
Возможно, не всем придутся по вкусу темы, которые поднимает автор. Тем не менее о них надо говорить и их надо знать. Хотя бы для того, чтобы настроить свой внутренний камертон — кто я? с кем я? что я за человек? и человек ли я вообще?
Мое мнение — Шендеровича читать надо. Даже если это не совсем ваш автор.
читатель библиотеки № 198 имени Б.Л. Пастернака
На мой взгляд, писатель все-таки должен писать о вечном. Как, например, в повести «Савельев» — тот же Шендерович, но в то же время всё там глубже, серьезнее, глобальнее и даже страшнее. Эта совсем недавняя, новая повесть — о конформизме и приспособленчестве, о том, что поклонение золотому тельцу редко у кого совмещается с Богом данным талантом. И еще она — о выборе, который однажды должен сделать практически каждый. И этот выбор иногда становится точкой невозврата и окончательной потери своей личности, себя настоящего. А какой ты есть (был) настоящий? У Шендеровича это описано мастерски — фантастично, непредсказуемо, через полное раздвоение и даже разделение (в буквальном смысле) личности.
А еще в этой книге — ранние рассказы Шендеровича. Они тоже глубоки и хороши. Особенно потрясает рассказ «Крыса» — о том, как от нечего делать офицеры затравили несчастное беззащитное животное.
Возможно, не всем придутся по вкусу темы, которые поднимает автор. Тем не менее о них надо говорить и их надо знать. Хотя бы для того, чтобы настроить свой внутренний камертон — кто я? с кем я? что я за человек? и человек ли я вообще?
Мое мнение — Шендеровича читать надо. Даже если это не совсем ваш автор.
читатель библиотеки № 198 имени Б.Л. Пастернака
1 комментарий